Округ Эсутору: краткая история
Колония была отдана на откуп крупным корпорациям, главной целью которых была максимальная прибыль, а не комплексное развитие экономики острова, о процветании которого так много говорили японские власти. На Карафуто развивались только те отрасли, продукция которых была нужна метрополии, японцы стремились вывезти с острова как можно больше природных богатств. В этой экономической экспансии основная ставка делалась на заготовку и переработку древесины.
Округ Эсутору | |
Уезд Эсутору |
Уезд Наёси |
Тиннай (сельская волость) |
Наёси (городская волость) |
Тооро (городская волость) |
Нисисакутан (сельская волость) |
Усиро (сельская волость) |
|
Эсутору (городская волость) |
|
Центральная часть территории округа Эсутору на карте Карафуто
Японское правительство и «Карафуто-тё» (Управление по делам Карафуто) выделяли колоссальные суммы на развитие транспортной инфраструктуры губернаторства. Уже в 1906 году на строительство дорог было отпущено 140 тыс. иен – четверть всех расходов по Южному Сахалину. Округ Эсутору с губернской столицей Тоёхара и другими районами связывала Западная дорожная магистраль. Она начиналась с крайнего юга на мысе Нооторо (Крильон) и шла вдоль побережья до посёлка Амбэцу (Возвращение) на 50-й параллели. Западная магистраль соединялась с Восточной в самом узком месте острова линией Кусюннай (Ильинский) - Варэ (Арсентьевка). Кроме того, город Эсутору связывало с другим побережьем грунтовое шоссе Эсутору – Найро (Гастелло). Конные экипажи «бася», автомобили и автобусы могли передвигаться по дорогам только летом, зимой единственным средством передвижения были сани.
В 1937 году началось строительство железнодорожной линии длиной 144 км от Кусюнная (Ильинский) до Эсутору. К 1942 году была завершена укладка полотна и рельсов на нескольких перегонах, возведена насыпь и установлены бетонные опоры мостов, однако закончить строительство помешала война. Готовые участки рельсового пути демонтировали, рельсы перевели на восточную колею для укладки в районе советской границы.
Эсутору был крупным рыбопромышленным центром. К сожалению, автор не располагает данными о предприятиях этой отрасли в округе. Известно только, что в городах Эсутору, Тиннай (Красногорск) и Наёси (Лесогорск) имелись рыбокомбинаты, а в Усиро (Орлово) работал крабоконсервный завод.
Взрывчатку для нужд горнорудной промышленности производили на местном заводе. «Карафуто каяку кодзё» находился на южной окраине города Эсутору, его многочисленные склады были надёжно укрыты в распадках земляными валами и насыпями.
На строительстве шахт в принудительном порядке работали корейцы. В начале 20-х годов их тысячами завозили на Карафуто, где сначала использовали только на строительстве железных дорог. Тогда же на Южном Сахалине появились первые «такобэя» - лагеря для рабочих-заключённых. Их организаторами были частные подрядчики строительных фирм. Вербовщики заманивали в «такобэя» доверчивых бедняков, которые, подписав кабальный контракт и получив аванс, попадали в полную зависимость от работодателя. Так осьминог, почуяв приманку, забирается в клетку-ловушку. Поэтому рабочих-заключённых называли «тако» - «осьминоги».
«Тако» строили порты, прокладывали дороги, рыли шахты и сооружали военные объекты. В округе Эсутору «такобэя» действовали на шахтах Тэннай, Нисисакутан, Тооро и Тайхэй. Летом 1944 года шахтёров-корейцев принудительно завербовали во второй раз – их отправили добывать уголь в Японию. За полтора месяца через порт Эсутору Южный Сахалин покинули более 20 тысяч корейцев. Почти никто из них не вернулся в свои семьи.
Эсутору: прогулка по городу
Современный Углегорск повторяет очертания японского Эсутору. Портовая часть города называлась Хама-Сигай (что можно перевести как «город на взморье»), это был официальный центр города. Мэрия, банк, пожарная часть, главное почтовое отделение и торгово-промышленная палата располагались на городской площади (сейчас здесь СШ №2 и ДК «Меридиан»). В Хама-Сигай находились полицейское управление, радиостанция, телеграф, типографии газет, офисы почтово-пароходных компаний и главный синтоистский храм округа «Эсутору-дзин-дзя». Кроме того, здесь было множество магазинов и лавок, гостиниц, кафе, чайных с гейшами и, разумеется, несколько публичных домов.
Практически весь город был деревянным и одноэтажным. Жилые дома строились по одному образцу: каркасно-засыпного типа, иногда с оштукатуренными стенками; крыши из стружки, дранки или шифера, реже — из жести; внутри - раздвижные фанерные перегородки «фусума» и чугунная печурка или традиционная жаровня «хибати», которые почти не давали тепла. Центрального отопления, канализации и водопровода не было. На узких улицах самым популярным транспортом был велосипед.
На сопке над морем стояла Высшая начальная школа №1 г. Эсутору. Теперь на её месте дачный массив на улице Южно-Зелёной - здесь на одном из огородов сохранился железобетонный пришкольный хоандэн. Общеобразовательные учреждения являлись единственными очагами культуры в городе, где не было других культурно-просветительских заведений. Японская система просвещения включала в себя: начальные школы - «шестилетки», высшие начальные школы с двухгодичным обучением (7—8-е классы), гимназии, которые давали общее среднее образование, и специальные вспомогательные училища. Обучение мальчиков и девочек было раздельным.
Там, где сегодня находится мини-маяк, стоял синтоистский храм, а там, где сейчас АЗС – кумирня приверженцев дзэн-буддизма.
Неподалёку находилось Управление лесами. При советской власти в здании, которое простояло до начала 90-х годов, работала почта.
Центр современного Углегорска при японцах был скорее «спальным», чем административным районом, хотя именно здесь находилось окружное управление Эсутору (на месте нынешнего Главпочтамта). Поблизости стояла Обычная начальная школа №3. Бетонные «печки», которые сегодня можно увидеть на ул. Красноармейской, – это основания школьных ворот. Чуть дальше по распадку располагалась гимназия (сегодня школа-интернат).
Современный пивзавод построили на базе завода Накахамы, где изготавливали сакэ. Слева от него стояли полицейский участок и будокан – зал для занятия боевыми искусствами.
Здание, стоявшее на вершине сопки (выше нынешнего ДК «Октябрь»), на японских картах-схемах обозначено как наблюдательный пункт ПВО сухопутных войск. Но пожилые корейцы хорошо помнят его настоящего «хозяина» - японскую контрразведку.
Район бумажной фабрики «Оодзи» - это рабочие кварталы. Заводская элита жила в собственных домах (о чём напоминает название ул. Инженерная). Рабочие – в длинных бараках. На склоне сопки находился синтоистский храм «Масурао», а на вершине – лыжная база. Фабричная слобода на другом берегу канала называлась «Накадзима-тё». Здесь находилась больница для работников фабрики и Высшая начальная школа №2.
К апрелю 1940 года японцы построили в округе Эсутору 19 начальных и 17 средних школ, в которых преподавали 314 учителей. С медицинским обслуживанием дела обстояли хуже: в 1939 году на каждого из 54 врачей приходилось 1 437 человек.
Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области. Ю/С., 1983.
Вишневский Н.В. Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны. Ю/С., 2000.
Высоков М.С. Почта и телеграф на Южном Сахалине в 1905-1945 гг. //Краеведческий бюллетень
Сахалинского областного краеведческого музея, №4, 1991.
Лопачев А.М., Бок М.И. Из истории японской колонизации на южном Сахалине. //Краеведы ведут
поиск. Ю/С., 1985.
Попов К. Сахалин. Курильские острова. М.-Л., 1945.
Рыжков А.Н. Сахалин и Курильские острова в годы Великой отечественной войны. М., 1967.
Stephan J. Sakhalin: A History. Oxford, 1971.