Меню сайта
Форма входа
Радио
Слушать радио онлайн
Категории раздела
Анекдоты [0]
Видео [0]
Интересное видео
Погода
Восход закат
Восходы и закаты на Сахалине (г. Углегорск)
Курсы валют
Курсы валют на Сахалине
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 140

Нравится
ОНЛАЙН ПЕРЕВОДЧИК
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Карты
  • Южно-Сахалинск
  • ТОП
    Яндекс цитирования Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети Яндекс.Метрика
    Социальные сети
    Краткая история Эсутору ситё

     

     

     

     

    Округ Эсутору: краткая история

     В июле 1905 года на карте Дальнего Востока появилось новое название – Карафуто. Так стала называться южная часть острова Сахалин, которая отошла  Японии по Портсмутскому мирному договору, оформившему результаты Русско-японской войны. Губернаторство Карафуто имело статус колонии и стало составной частью Японии лишь в 1942 году.

     В течение трёх послевоенных лет победители заменили названия всех русских населённых пунктов южнее 50-й параллели на японские. Впрочем, большинство из них представляли собой изменённые на японский манер айнские названия. 

     Селение айнов «Этуутуру» (что означало «между мысами») превратилось в «Эсутору». Долгое время Эсутору был «медвежьим углом» - здесь жили всего десяток-другой человек. Однако богатейшие запасы угля, лесные ресурсы, а главное – подходящая для строительства бумажной фабрики река, заставили японцев в 1925 году основать здесь город, строительство которого продолжалось до 1942 года.

    Колония была отдана на откуп крупным корпорациям, главной целью которых была максимальная прибыль, а не комплексное развитие экономики острова, о процветании которого так много говорили японские власти. На Карафуто развивались только те отрасли, продукция которых была нужна метрополии, японцы стремились вывезти с острова как можно больше природных богатств. В этой экономической экспансии основная ставка делалась на заготовку и переработку древесины.

     С 1906 по 1935 год на Карафуто было заготовлено около 68 миллионов кубометров древесины, которую попросту не успевали вывозить. На острове начали строить целлюлозно-бумажные фабрики; первая появилась в г. Оодомари (г. Корсаков) в 1914 году. В 1925 году бумажная фабрика была заложена в Эсутору.

     Фабрика в Эсутору была самой мощной: она выдавала 54 тысячи тонн бумаги и целлюлозы в год. До 1933 года предприятием владела компания «Карафуто-когё», затем все восемь ЦБФ на Южном Сахалине вошли в корпорацию «Оодзи сэйси». В ноябре 1925 года бумажная фабрика в Эсутору выпустила первую продукцию, и с этого момента город начал стремительно развиваться. Согласно переписи населения, в 1944 году здесь проживало 22 250 человек (на всем Карафуто – 447 976). В годы войны население выросло за счёт беженцев из Японии, спасавшихся от авианалётов, и демобилизованных солдат, которые отличились в Китае и получили земельные наделы на Карафуто. В то время Эсутору был одним из самых населённых городов Южного Сахалина и являлся столицей одноименного округа.

     

    Округ   Эсутору

    Уезд Эсутору

    Уезд Наёси

    Тиннай (сельская волость)

    Наёси (городская волость)

    Тооро (городская волость)

    Нисисакутан (сельская волость)

    Усиро (сельская волость)

     

    Эсутору (городская волость)

     


     Центральная часть территории округа Эсутору на карте Карафуто

    Японское правительство и «Карафуто-тё» (Управление по делам Карафуто) выделяли колоссальные суммы на развитие транспортной инфраструктуры губернаторства. Уже в 1906 году на строительство дорог было отпущено 140 тыс. иен – четверть всех расходов по Южному Сахалину. Округ Эсутору с губернской столицей Тоёхара и другими районами связывала Западная дорожная магистраль. Она начиналась с крайнего юга на мысе Нооторо (Крильон) и шла вдоль побережья до посёлка Амбэцу (Возвращение) на 50-й параллели. Западная магистраль соединялась с Восточной в самом узком месте острова линией Кусюннай (Ильинский) - Варэ (Арсентьевка). Кроме того, город Эсутору связывало с другим побережьем грунтовое шоссе Эсутору – Найро (Гастелло). Конные экипажи «бася», автомобили и автобусы могли передвигаться по дорогам только летом,  зимой единственным средством передвижения были сани.

     К 1943 году японцы проложили  на Южном Сахалине 695 км железных дорог, которые находились в государственной собственности, и около 100 км частных линий. Округ Эсутору имел автономную сеть частных железнодорожных линий, различных по протяженности и ширине колеи. В основном это были узкоколейки, предназначенные для перевозки грузов между промышленными предприятиями – шахтами, бумфабрикой - и местными портами. В частности, узкоколейка для транспортировки угля общей протяженностью 3 километра была в городе Наёси (Лесогосрк), в горняцких поселках Нисисакутан (Бошняково) и Китакадзава (Тельновский), длиной три и шесть километров. В самом Эсутору, а также в соседнем Тооро (Шахтерск), действовала целая сеть технологических железнодорожных линий - с обычной японской колеёй 1067 миллиметров и с более узкой 762- миллиметровой колеёй. 48 км главных линий, 18,7 км станционных путей и 9 км различных ответвлений к шахтам - по протяженности эта локальная «железнодорожная сеть» сопоставима с общей протяженностью железных дорог в советской части Сахалина в то время. Ремонт паровозов, которых здесь было 35, производился в шахтных депо и мастерских местной бумфабрики.

     

    Японский паровоз  (Углегорский ЦБЗ, 1947 год)

     

    В 1937 году началось строительство железнодорожной линии длиной 144 км от Кусюнная (Ильинский) до Эсутору. К 1942 году была завершена укладка полотна и рельсов на нескольких перегонах, возведена насыпь и установлены бетонные опоры мостов, однако закончить строительство помешала война. Готовые участки рельсового пути демонтировали, рельсы перевели на восточную колею для укладки в районе советской границы.

     По лову рыбы губернаторство Карафуто занимало второе место среди японских колоний, уступая Корее. Максимальный улов приходится на 1931 год (около 620 тысяч тонн). В годы войны добывали от 250 до 370 тысяч тонн рыбы. В основном промышляли  сельдь (до 70 % улова), более половины которой перерабатывалось на туковые удобрения для рисовых полей. На Карафуто насчитывалось около 20 рыбоконсервных заводов.

    Эсутору был крупным рыбопромышленным центром. К сожалению, автор не располагает данными о предприятиях этой отрасли в округе. Известно только, что в городах Эсутору, Тиннай (Красногорск) и Наёси (Лесогорск) имелись рыбокомбинаты, а в Усиро (Орлово) работал крабоконсервный завод.

       

    Обогатительная фабрика и ковш для отгрузки угля в Мороцу (Каменка)

    Взрывчатку для нужд горнорудной промышленности производили на местном заводе. «Карафуто каяку кодзё» находился на южной окраине города Эсутору, его многочисленные склады были надёжно укрыты в распадках земляными валами и насыпями.

        
      
    Склады готовой продукции: 60 лет назад                                     и  в наше время

     

       
    Этот район до сих пор называют «9-ый завод»: после войны здесь продолжали выпускать взрывчатку  

    На строительстве шахт в принудительном порядке работали корейцы. В начале 20-х годов их тысячами завозили на Карафуто, где сначала использовали только на строительстве железных дорог. Тогда же на Южном Сахалине появились первые «такобэя» - лагеря для рабочих-заключённых.  Их организаторами были частные подрядчики строительных фирм. Вербовщики заманивали в «такобэя» доверчивых бедняков, которые, подписав кабальный контракт и получив аванс, попадали в полную зависимость от работодателя. Так осьминог, почуяв приманку, забирается в клетку-ловушку. Поэтому рабочих-заключённых называли «тако» - «осьминоги».

     «Тако» строили порты, прокладывали дороги, рыли  шахты и сооружали военные объекты. В округе Эсутору «такобэя» действовали на шахтах Тэннай, Нисисакутан, Тооро и Тайхэй. Летом 1944 года шахтёров-корейцев принудительно завербовали во второй раз – их отправили добывать уголь в Японию. За полтора месяца через порт Эсутору Южный Сахалин покинули более 20 тысяч корейцев. Почти никто из них не вернулся в свои семьи.

     Города округа не испытывали недостатка в продуктах земледелия. Только в плодородной долине реки Эсутору-Гава (Углегорка)  около 2 000 гектаров было отведено под сельскохозяйственные угодья. Здесь выращивали пшеницу, овёс, ячмень, горох, бобы. Большие посевные площади имелись в волостях Тиннай и Усиро – 690 и 770 гектаров. Местным было не только производство, но и переработка сельхозпродукции. Например, в Эсутору несколько предприятий изготавливали «мисо» (пасту из соевых бобов), работали молочный и хлебный  заводы. Практически в каждом селении Карафуто были созданы земледельческие кооперативы. С 1932 года кооперативы, не имевшие юридической регистрации, оформлялись как «Общества по подъёму сельского хозяйства» («Конотай»). В 1934 году в губернаторстве действовало 286 таких обществ и 21 кооператив.     

     

    Эсутору: прогулка по городу

    Современный Углегорск повторяет очертания японского Эсутору. Портовая часть города называлась Хама-Сигай (что можно перевести как «город на взморье»), это был официальный центр города. Мэрия, банк,  пожарная часть, главное почтовое отделение и торгово-промышленная палата располагались на  городской площади (сейчас здесь СШ №2 и ДК «Меридиан»). В Хама-Сигай находились полицейское управление, радиостанция, телеграф, типографии газет, офисы почтово-пароходных компаний и главный синтоистский храм округа «Эсутору-дзин-дзя». Кроме того, здесь было множество магазинов и лавок,  гостиниц, кафе, чайных с гейшами и, разумеется, несколько публичных домов.

     
     Синтоистский храм Эсутору-дзин-дзя в 1936 году…
     
    … и сегодня 

    Практически весь город был деревянным и одноэтажным. Жилые дома строились по одному образцу: каркасно-засыпного типа, иногда с оштукатуренными стенками; крыши из стружки, дранки или шифера, реже — из жести; внутри - раздвижные фанерные перегородки «фусума» и чугунная печурка или традиционная жаровня «хибати», которые почти не давали тепла. Центрального отопления, канализации и водопровода не было. На узких улицах самым популярным транспортом был велосипед.

     Как и в наши дни,  морской торговый порт специализировался на вывозе угля, леса и бумаги. Основные гидротехнические сооружения порта – северный и южный ковши – были построены в 1924-25 годах.

     
    Кварталы Хама-Сигай в районе северного ковша

    На сопке над морем стояла Высшая начальная школа №1 г. Эсутору. Теперь на её месте дачный массив на улице Южно-Зелёной - здесь на одном из огородов сохранился железобетонный пришкольный хоандэн. Общеобразовательные учреждения являлись единственными очагами культуры в городе, где не было других культурно-просветительских заведений. Японская система просвещения включала в себя: начальные школы - «шестилетки», высшие начальные школы с двухгодичным обучением (7—8-е классы), гимназии, которые давали общее среднее образование, и специальные вспомогательные училища. Обучение мальчиков и девочек было раздельным.  

     На месте нынешнего городского кладбища находилось японское, центром которого был крематорий: по синтоистскому погребальному обряду покойников сжигали.

    Там, где сегодня находится мини-маяк, стоял синтоистский храм, а там, где сейчас АЗС – кумирня приверженцев дзэн-буддизма.

     В месте слияния Эсутору-Гава (р. Углегорка) и судоходного в те годы канала Масурао (р. Тухлянка), находилась промзона. Здесь располагались механический завод, склады готовой продукции бумажной фабрики «Оодзи» с подъездными железнодорожными путями, угольный склад, контора строительной организации и  жилые дома рабочих-строителей порта. В 1938 началось строительство волнолома нового порта севернее устья Эсутору-Гава. Этот порт должен был стать самым большим на Карафуто.

      От моря  до фабрики «Оодзи» тянулись кварталы района Яма-Сигай («город под горой»). Его первые девять кварталов назывались «Нума-но-Хата» - «болотная сторона», так как они располагались между двумя водоёмами. Это небольшой заболоченный пруд, на берегу которого стоял питомник, где разводили серебристых лисиц (теперь - остановка «Море»), и озеро близ  Центральной начальной школы г. Эсутору (нынче на месте деревянного двухэтажного корпуса и большого школьного стадиона – пустырь за магазином «Детский мир» - тоже бывшим). В этих же стенах размещались техникум и высшая женская школа, которые открылись в апреле 1943 года. В августе 1945 красноармейцы приспособили школу под лагерь для «военнопленных».

    Неподалёку находилось Управление лесами. При советской власти в здании, которое  простояло до начала 90-х годов,  работала  почта.

     

    Яма-Сигай, 1928 год

    Центр современного Углегорска при японцах был скорее «спальным», чем административным районом, хотя именно здесь находилось окружное управление Эсутору (на месте нынешнего Главпочтамта). Поблизости стояла Обычная начальная школа №3. Бетонные «печки», которые сегодня можно увидеть  на ул. Красноармейской, –  это основания школьных ворот. Чуть дальше по распадку располагалась гимназия (сегодня школа-интернат).

     

    Начальная школа  №3 г. Эсутору стала СШ №1 Г. Углегорска (снимок 1953 года)

    Современный пивзавод построили на базе завода Накахамы, где изготавливали сакэ. Слева от него стояли полицейский участок и будокан – зал для занятия боевыми искусствами.

     

    Полицейский участок в Яма-Сигай

    Здание, стоявшее на вершине сопки (выше нынешнего ДК «Октябрь»), на японских картах-схемах обозначено как наблюдательный пункт ПВО сухопутных войск. Но пожилые корейцы хорошо помнят его настоящего «хозяина» - японскую контрразведку.

    Район бумажной фабрики «Оодзи» - это рабочие кварталы. Заводская элита жила в собственных домах (о чём напоминает название ул. Инженерная). Рабочие – в длинных бараках. На склоне сопки находился синтоистский храм «Масурао», а на вершине – лыжная база. Фабричная слобода  на другом берегу канала называлась «Накадзима-тё». Здесь находилась больница для работников фабрики и Высшая начальная школа №2.

    К апрелю 1940 года японцы построили  в округе Эсутору 19 начальных и 17 средних школ, в которых преподавали 314 учителей. С медицинским обслуживанием дела обстояли хуже: в 1939 году на каждого из 54 врачей приходилось 1 437 человек.

     В 1938 году началась подготовка к расширению города. Для этого на территории 1,5 тысяч гектаров вырубили лес, прорыли каналы для осушения заболоченных мест и составили проект новой планировки города. 50% пригородной территории предполагалось использовать под промышленное строительство. Центральное место в проекте занимали транзитная магистраль железной дороги и сортировочные станции. Велись строительные работы по расширению морского торгового порта. Намечалось сооружение водопровода от горных источников протяжённостью 12 километров.

    Но война расстроила планы, а  в августе 1945 года советские десантники «освободили» Эсутору от японских «милитаристов».
    автор ©Алексей Колесников, 2003

                        

     Избранная библиография.

     Бок З.К.  Корейцы на Сахалине. Ю/С., 1993.

    Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области. Ю/С., 1983.

    Вишневский Н.В.  Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны. Ю/С., 2000.

    Высоков М.С.  Почта и телеграф на Южном Сахалине в 1905-1945 гг. //Краеведческий бюллетень

    Сахалинского областного краеведческого музея, №4, 1991.

    Лопачев А.М., Бок М.И.  Из истории японской колонизации на южном Сахалине. //Краеведы ведут

                                          поиск. Ю/С., 1985.

    Попов К.  Сахалин. Курильские острова. М.-Л., 1945.

    Рыжков А.Н.  Сахалин и Курильские острова в годы Великой отечественной войны. М., 1967.

    Stephan J.  Sakhalin: A History. Oxford, 1971.


    Рейтинг
    Sakhalin Online - Сахалинские ресурсы в Сети
    Праздники сегодня
    Информер праздники сегодня
  • Памятные события
  • Именины
    скоро Праздники
    Праздники России
    Поиск

    Время
    Календарь
    «  Апрель 2024  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930
    Друзья сайта
  • магазин "ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД"
  • магазин "УРОЖАЙ
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Карта посещений
    магазин Урожай
     
     
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz