Округ Эсутору: краткая история
В июле 1905 года на карте Дальнего Востока появилось новое название – Карафуто. Так стала называться южная часть острова Сахалин, которая отошла Японии по Портсмутскому мирному договору, оформившему результаты Русско-японской войны. Губернаторство Карафуто имело статус колонии и стало составной частью Японии лишь в 1942 году.
В течение трёх послевоенных лет победители заменили названия всех русских населённых пунктов южнее 50-й параллели на японские. Впрочем, большинство из них представляли собой изменённые на японский манер айнские названия.
Селение айнов «Этуутуру» (что означало «между мысами») превратилось в «Эсутору». Долгое время Эсутору был «медвежьим углом» - здесь жили всего десяток-другой человек. Однако богатейшие запасы угля, лесные ресурсы, а главное – подходящая для строительства бумажной фабрики река, заставили японцев в 1925 году основать здесь город, строительство которого продолжалось до 1942 года.
Колония была отдана на откуп крупным корпорациям, главной целью которых была максимальная прибыль, а не комплексное развитие экономики острова, о процветании которого так много говорили японские власти. На Карафуто развивались только те отрасли, продукция которых была нужна метрополии, японцы стремились вывезти с острова как можно больше природных богатств. В этой экономической экспансии основная ставка делалась на заготовку и переработку древесины.
С 1906 по 1935 год на Карафуто было заготовлено около 68 миллионов кубометров древесины, которую попросту не успевали вывозить. На острове начали строить целлюлозно-бумажные фабрики; первая появилась в г. Оодомари (г. Корсаков) в 1914 году. В 1925 году бумажная фабрика была заложена в Эсутору.
Фабрика в Эсутору была самой мощной: она выдавала 54 тысячи тонн бумаги и целлюлозы в год. До 1933 года предприятием владела компания «Карафуто-когё», затем все восемь ЦБФ на Южном Сахалине вошли в корпорацию «Оодзи сэйси». В ноябре 1925 года бумажная фабрика в Эсутору выпустила первую продукцию, и с этого момента город начал стремительно развиваться. Согласно переписи населения, в 1944 году здесь проживало 22 250 человек (на всем Карафуто – 447 976). В годы войны население выросло за счёт беженцев из Японии, спасавшихся от авианалётов, и демобилизованных солдат, которые отличились в Китае и получили земельные наделы на Карафуто. В то время Эсутору был одним из самых населённых городов Южного Сахалина и являлся столицей одноименного округа.
Округ Эсутору |
Уезд Эсутору |
Уезд Наёси |
Тиннай (сельская волость) |
Наёси (городская волость) |
Тооро (городская волость) |
Нисисакутан (сельская волость) |
Усиро (сельская волость) |
|
Эсутору (городская волость) |
|
Центральная часть территории округа Эсутору на карте Карафуто
Японское правительство и «Карафуто-тё» (Управление по делам Карафуто) выделяли колоссальные суммы на развитие транспортной инфраструктуры губернаторства. Уже в 1906 году на строительство дорог было отпущено 140 тыс. иен – четверть всех расходов по Южному Сахалину. Округ Эсутору с губернской столицей Тоёхара и другими районами связывала Западная дорожная магистраль. Она начиналась с крайнего юга на мысе Нооторо (Крильон) и шла вдоль побережья до посёлка Амбэцу (Возвращение) на 50-й параллели. Западная магистраль соединялась с Восточной в самом узком месте острова линией Кусюннай (Ильинский) - Варэ (Арсентьевка). Кроме того, город Эсутору связывало с другим побережьем грунтовое шоссе Эсутору – Найро (Гастелло). Конные экипажи «бася», автомобили и автобусы могли передвигаться по дорогам только летом, зимой единственным средством передвижения были сани.
К 1943 году японцы проложили на Южном Сахалине 695 км железных дорог, которые находились в государственной собственности, и около 100 км частных линий. Округ Эсутору имел автономную сеть частных железнодорожных линий, различных по протяженности и ширине колеи. В основном это были узкоколейки, предназначенные для перевозки грузов между промышленными предприятиями – шахтами, бумфабрикой - и местными портами. В частности, узкоколейка для транспортировки угля общей протяженностью 3 километра была в городе Наёси (Лесогосрк), в горняцких поселках Нисисакутан (Бошняково) и Китакадзава (Тельновский), длиной три и шесть километров. В самом Эсутору, а также в соседнем Тооро (Шахтерск), действовала целая сеть технологических железнодорожных линий - с обычной японской колеёй 1067 миллиметров и с более узкой 762- миллиметровой колеёй. 48 км главных линий, 18,7 км станционных путей и 9 км различных ответвлений к шахтам - по протяженности эта локальная «железнодорожная сеть» сопоставима с общей протяженностью железных дорог в советской части Сахалина в то время. Ремонт паровозов, которых здесь было 35, производился в шахтных депо и мастерских местной бумфабрики.
Японский паровоз (Углегорский ЦБЗ, 1947 год)
В 1937 году началось строительство железнодорожной линии длиной 144 км от Кусюнная (Ильинский) до Эсутору. К 1942 году была завершена укладка полотна и рельсов на нескольких перегонах, возведена насыпь и установлены бетонные опоры мостов, однако закончить строительство помешала война. Готовые участки рельсового пути демонтировали, рельсы перевели на восточную колею для укладки в районе советской границы.
По лову рыбы губернаторство Карафуто занимало второе место среди японских колоний, уступая Корее. Максимальный улов приходится на 1931 год (около 620 тысяч тонн). В годы войны добывали от 250 до 370 тысяч тонн рыбы. В основном промышляли сельдь (до 70 % улова), более половины которой перерабатывалось на туковые удобрения для рисовых полей. На Карафуто насчитывалось около 20 рыбоконсервных заводов.
Эсутору был крупным рыбопромышленным центром. К сожалению, автор не располагает данными о предприятиях этой отрасли в округе. Известно только, что в городах Эсутору, Тиннай (Красногорск) и Наёси (Лесогорск) имелись рыбокомбинаты, а в Усиро (Орлово) работал крабоконсервный завод.
Обогатительная фабрика и ковш для отгрузки угля в Мороцу (Каменка)
Взрывчатку для нужд горнорудной промышленности производили на местном заводе. «Карафуто каяку кодзё» находился на южной окраине города Эсутору, его многочисленные склады были надёжно укрыты в распадках земляными валами и насыпями.
Склады готовой продукции: 60 лет назад и в наше время
Этот район до сих пор называют «9-ый завод»: после войны здесь продолжали выпускать взрывчатку
На строительстве шахт в принудительном порядке работали корейцы. В начале 20-х годов их тысячами завозили на Карафуто, где сначала использовали только на строительстве железных дорог. Тогда же на Южном Сахалине появились первые «такобэя» - лагеря для рабочих-заключённых. Их организаторами были частные подрядчики строительных фирм. Вербовщики заманивали в «такобэя» доверчивых бедняков, которые, подписав кабальный контракт и получив аванс, попадали в полную зависимость от работодателя. Так осьминог, почуяв приманку, забирается в клетку-ловушку. Поэтому рабочих-заключённых называли «тако» - «осьминоги».
«Тако» строили порты, прокладывали дороги, рыли шахты и сооружали военные объекты. В округе Эсутору «такобэя» действовали на шахтах Тэннай, Нисисакутан, Тооро и Тайхэй. Летом 1944 года шахтёров-корейцев принудительно завербовали во второй раз – их отправили добывать уголь в Японию. За полтора месяца через порт Эсутору Южный Сахалин покинули более 20 тысяч корейцев. Почти никто из них не вернулся в свои семьи.
Города округа не испытывали недостатка в продуктах земледелия. Только в плодородной долине реки Эсутору-Гава (Углегорка) около 2 000 гектаров было отведено под сельскохозяйственные угодья. Здесь выращивали пшеницу, овёс, ячмень, горох, бобы. Большие посевные площади имелись в волостях Тиннай и Усиро – 690 и 770 гектаров. Местным было не только производство, но и переработка сельхозпродукции. Например, в Эсутору несколько предприятий изготавливали «мисо» (пасту из соевых бобов), работали молочный и хлебный заводы. Практически в каждом селении Карафуто были созданы земледельческие кооперативы. С 1932 года кооперативы, не имевшие юридической регистрации, оформлялись как «Общества по подъёму сельского хозяйства» («Конотай»). В 1934 году в губернаторстве действовало 286 таких обществ и 21 кооператив.
Эсутору: прогулка по городу
Современный Углегорск повторяет очертания японского Эсутору. Портовая часть города называлась Хама-Сигай (что можно перевести как «город на взморье»), это был официальный центр города. Мэрия, банк, пожарная часть, главное почтовое отделение и торгово-промышленная палата располагались на городской площади (сейчас здесь СШ №2 и ДК «Меридиан»). В Хама-Сигай находились полицейское управление, радиостанция, телеграф, типографии газет, офисы почтово-пароходных компаний и главный синтоистский храм округа «Эсутору-дзин-дзя». Кроме того, здесь было множество магазинов и лавок, гостиниц, кафе, чайных с гейшами и, разумеется, несколько публичных домов.
Синтоистский храм Эсутору-дзин-дзя в 1936 году…
… и сегодня
Практически весь город был деревянным и одноэтажным. Жилые дома строились по одному образцу: каркасно-засыпного типа, иногда с оштукатуренными стенками; крыши из стружки, дранки или шифера, реже — из жести; внутри - раздвижные фанерные перегородки «фусума» и чугунная печурка или традиционная жаровня «хибати», которые почти не давали тепла. Центрального отопления, канализации и водопровода не было. На узких улицах самым популярным транспортом был велосипед.
Как и в наши дни, морской торговый порт специализировался на вывозе угля, леса и бумаги. Основные гидротехнические сооружения порта – северный и южный ковши – были построены в 1924-25 годах.
Кварталы Хама-Сигай в районе северного ковша
На сопке над морем стояла Высшая начальная школа №1 г. Эсутору. Теперь на её месте дачный массив на улице Южно-Зелёной - здесь на одном из огородов сохранился железобетонный пришкольный хоандэн. Общеобразовательные учреждения являлись единственными очагами культуры в городе, где не было других культурно-просветительских заведений. Японская система просвещения включала в себя: начальные школы - «шестилетки», высшие начальные школы с двухгодичным обучением (7—8-е классы), гимназии, которые давали общее среднее образование, и специальные вспомогательные училища. Обучение мальчиков и девочек было раздельным.
На месте нынешнего городского кладбища находилось японское, центром которого был крематорий: по синтоистскому погребальному обряду покойников сжигали.
Там, где сегодня находится мини-маяк, стоял синтоистский храм, а там, где сейчас АЗС – кумирня приверженцев дзэн-буддизма.
В месте слияния Эсутору-Гава (р. Углегорка) и судоходного в те годы канала Масурао (р. Тухлянка), находилась промзона. Здесь располагались механический завод, склады готовой продукции бумажной фабрики «Оодзи» с подъездными железнодорожными путями, угольный склад, контора строительной организации и жилые дома рабочих-строителей порта. В 1938 началось строительство волнолома нового порта севернее устья Эсутору-Гава. Этот порт должен был стать самым большим на Карафуто.
От моря до фабрики «Оодзи» тянулись кварталы района Яма-Сигай («город под горой»). Его первые девять кварталов назывались «Нума-но-Хата» - «болотная сторона», так как они располагались между двумя водоёмами. Это небольшой заболоченный пруд, на берегу которого стоял питомник, где разводили серебристых лисиц (теперь - остановка «Море»), и озеро близ Центральной начальной школы г. Эсутору (нынче на месте деревянного двухэтажного корпуса и большого школьного стадиона – пустырь за магазином «Детский мир» - тоже бывшим). В этих же стенах размещались техникум и высшая женская школа, которые открылись в апреле 1943 года. В августе 1945 красноармейцы приспособили школу под лагерь для «военнопленных».
Неподалёку находилось Управление лесами. При советской власти в здании, которое простояло до начала 90-х годов, работала почта.
Яма-Сигай, 1928 год
Центр современного Углегорска при японцах был скорее «спальным», чем административным районом, хотя именно здесь находилось окружное управление Эсутору (на месте нынешнего Главпочтамта). Поблизости стояла Обычная начальная школа №3. Бетонные «печки», которые сегодня можно увидеть на ул. Красноармейской, – это основания школьных ворот. Чуть дальше по распадку располагалась гимназия (сегодня школа-интернат).
Начальная школа №3 г. Эсутору стала СШ №1 Г. Углегорска (снимок 1953 года)
Современный пивзавод построили на базе завода Накахамы, где изготавливали сакэ. Слева от него стояли полицейский участок и будокан – зал для занятия боевыми искусствами.
Полицейский участок в Яма-Сигай
Здание, стоявшее на вершине сопки (выше нынешнего ДК «Октябрь»), на японских картах-схемах обозначено как наблюдательный пункт ПВО сухопутных войск. Но пожилые корейцы хорошо помнят его настоящего «хозяина» - японскую контрразведку.
Район бумажной фабрики «Оодзи» - это рабочие кварталы. Заводская элита жила в собственных домах (о чём напоминает название ул. Инженерная). Рабочие – в длинных бараках. На склоне сопки находился синтоистский храм «Масурао», а на вершине – лыжная база. Фабричная слобода на другом берегу канала называлась «Накадзима-тё». Здесь находилась больница для работников фабрики и Высшая начальная школа №2.
К апрелю 1940 года японцы построили в округе Эсутору 19 начальных и 17 средних школ, в которых преподавали 314 учителей. С медицинским обслуживанием дела обстояли хуже: в 1939 году на каждого из 54 врачей приходилось 1 437 человек.
В 1938 году началась подготовка к расширению города. Для этого на территории 1,5 тысяч гектаров вырубили лес, прорыли каналы для осушения заболоченных мест и составили проект новой планировки города. 50% пригородной территории предполагалось использовать под промышленное строительство. Центральное место в проекте занимали транзитная магистраль железной дороги и сортировочные станции. Велись строительные работы по расширению морского торгового порта. Намечалось сооружение водопровода от горных источников протяжённостью 12 километров.
Но война расстроила планы, а в августе 1945 года советские десантники «освободили» Эсутору от японских «милитаристов».
автор ©Алексей Колесников, 2003
Избранная библиография.
Бок З.К. Корейцы на Сахалине. Ю/С., 1993.
Браславец К.М. История в названиях на карте Сахалинской области. Ю/С., 1983.
Вишневский Н.В. Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны. Ю/С., 2000.
Высоков М.С. Почта и телеграф на Южном Сахалине в 1905-1945 гг. //Краеведческий бюллетень
Сахалинского областного краеведческого музея, №4, 1991.
Лопачев А.М., Бок М.И. Из истории японской колонизации на южном Сахалине. //Краеведы ведут
поиск. Ю/С., 1985.
Попов К. Сахалин. Курильские острова. М.-Л., 1945.
Рыжков А.Н. Сахалин и Курильские острова в годы Великой отечественной войны. М., 1967.
Stephan J. Sakhalin: A History. Oxford, 1971.
|